Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста. Он вошел в период младшего дошкольного возраста. Четырехлетние малыши, с одной стороны, уже почти взрослые — они самостоятельно одеваются, умеют управляться ложкой и вилкой, достаточно много знают об окружающем их мире и явлениях, которые в нем случаются, способны поддерживать разговор и выстраивать диалог. С другой стороны, кроха в 4 года все еще остается маленьким ребенком — организм все так же интенсивно развивается, а вместе с тем, и память, и интеллект малыша.
Что же должен знать и уметь ребенок в 4 года.
Физическое развитие
Этот возраст характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений. Дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
В 4 года ребенок может:
- самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
- стоять на одной ноге непродолжительное время;
- прыгать на одной и двух ногах;
- подниматься и спускаться по лестнице,
- поочерёдно переставляя ноги;
- бросать и ловить мяч обеими руками;
- самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого — двухколёсным;
- перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия
- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
В 4 года ребенок продолжает стараться делать все самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. У него формируются привычки самостоятельно умываться и мыть руки.
В 4 года ребенок может:
- самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
- чистить зубы;
- пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, помогать сервировать стол
- самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание).
- сворачивать одежду и убирать в шкаф;
- расчёсывать короткие волосы;
- не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место
- соблюдать элементарные правила поведения за столом во время еды и в ванной во время умывания.
Развитие речи
Речь в 4 года становится предметом активности ребенка. Он удачно имитирует голоса животных, интонационно выделяет речь тех или иных персонажей. Улучшается произношение звуков и дикция. Развивается грамматическая сторона речи. Словарный запас значительно увеличивается и речь становится более развёрнутой, чёткой.
Ребенок в 4 года:
- правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
- последовательно связно высказываться;
- использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
- задавать и отвечать на вопросы;
- составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
- слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
- образовывать форму множественного числа имён существительных;
- правильно употреблять предлоги;
- рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)
- умеет выделять первый звук в слове
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Развивается память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Совершенствуется техническая сторона рисунка. Ребенок осваивает работу с ножницами. Начинает складываться произвольное запоминание: ребенок помнит поручения взрослых.
Ребёнку необходимо знать и уметь:
- своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- фамилии, имена, профессии родителей;
- различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды, находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
- называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей;
- домашних, перелётных и зимующих птиц;
- насекомых;
- владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
- называть и показывать части тела и лица; в
- выделять отличительные особенности нескольких профессий;
- характеризовать сезонные изменения; называть разные виды одежды и обуви, их части;
- считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
- сравнивать две группы предметов;
- различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
- находить отличия между 2-я картинками;
- складывать пазлы, картинку из четырёх частей; в
- выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор; находить предмету пару;
- уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
- создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
- держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, резать по косой;
- правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
- сгибать лист пополам и по диагонали;
Большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям. Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении. Детский сад «Мальвина» работает по программе «От рождения до школы», который соответствует ФГОС. Наши специалисты в этом отношении окажут помощь, разрабатывают консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей.
Приходите к нам!